5 декабря 2019 года Госдума одобрила в первом чтении законопроект, упраздняющий возрастную маркировку для произведений искусства и литературы, кроме 18+.
Вместо разбивки по возрасту смогут использоваться общие формулировки: «для семейного чтения», «для детей младшего школьного возраста», «для детей старшего школьного возраста», «не рекомендовано для детей» и любые иные сходные по смыслу.
Обязательной для произведений искусства и литературы останется лишь маркировка «18+». Промежуточная маркировка от «0+» до «16+» больше применяться не будет, вместо нее правообладатели, организации культуры и организаторы зрелищных мероприятий будут вправе по своему усмотрению размещать информацию о рекомендуемой возрастной категории «любым доступным способом» — на книгах, афишах, объявлениях, входных билетах, приглашениях, на экране перед началом фильма.
Законопроект устанавливает, что книги, включенные в программы общего образования, не могут быть запрещены к распространению среди детей.
«Порой доходит до абсурда, когда, например, ограничение «16+» и «18+» ставится на произведения из школьной программы. Тем самым дети фактически лишены возможности читать и смотреть произведения отечественной и мировой классики», — сказал журналистам спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, законопроект — результат совместной работы Госдумы и творческого сообщества, которое неоднократно обращалось к депутатам с просьбой исправить ситуацию.
«Строгой регламентацией произведений литературы и искусства можно лишь отучить детей смотреть кино на большом экране и держать в руках бумажную книгу. Ни от чего иного их уберечь невозможно. Все остальное они, к сожалению, получат в сети. И, боюсь, будут искать там не только «Тихий Дон», который включен в школьную программу и одновременно запрещен для детей», — заявила глава комитета Госдумы по культуре и автор законопроекта Елена Ямпольская.
Глава комитета подчеркнула, что строгое запретительное отсечение «18+» остается вместе с ответственностью за его несоблюдение. «Никаких послаблений с этой точки зрения мы не делаем», — пояснила она.